Новости КССК

Пекин-Ухань-Нанкин: Война в творчестве советских художников (21.08.2015-23.01.2016)

2.09.2015
456

Герасимов С.В.«Мать партизана»

Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» 21 августа 2015 г. - 17 сентября 2015 г. Национальный музей искусств Китая, г.Пекин 29 сентября 2015 г. - 10 декабря 2015 г. Хубэйский государственный музей, г. Ухань 23 декабря 2015 г. - 23 января 2016 г. Художественная галерея провинции Цзянсу, г. Нанкин Выставка произведений российских художников в Национальном художественном музее Китая (Пекин) приурочена к 70-летию окончания Второй мировой войны. Масштабный проект с участием крупнейших российских музеев включит в себя произведения, посвященные этому периоду истории ХХ века и созданные на протяжении семи послевоенных десятилетий. 2015 год ознаменован юбилеем победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Важный вклад в битву с фашизмом внес Советский Союз, преемником которого является современная Россия. Существенной частью кровопролитной войны были боевые действия с участием Советской армии, проходившие на территории СССР, а в дальнейшем в Восточной и Центральной Европе с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг. В историю России эти события вошли как Великая Отечественная война – тяжелейшее испытание для всего народа. В каждой семье есть свой военный мартиролог, поэтому осмысление войны и огромной цены, какой была достигнута победа, способствует консолидации современного общества, формирует базовые ценности. Заметную роль в поддержании памяти о военном времени сыграло искусство - живописцы, скульпторы, музыканты, писатели, кинематографисты в течение 75 лет (с первого года войны до нынешних дней) обращались к темам стойкости и жертвенности, преклоняясь перед подвигом народа и скорбя о его колоссальных потерях. Проект «Победа! 1945-2015» охватывает значительный период истории искусства России, показывает развитие военной темы семь десятилетий, передает все оттенки эмоций, воспоминаний и впечатлений о войне, укорененные в исторической памяти народов страны. Авторы проекта предлагают панорамный обзор: перед зрителем пройдут основные этапы войны, освобождения родины, духовного противоборства с фашизмом. На выставке собраны произведения из золотого фонда искусства России, созданные представителями разных поколений. Экспозиция поможет проследить сквозь призму художественного взгляда, как с годами изменялось восприятие этой трагедии ХХ века российским обществом. Хронологический принцип построения позволяет убедительно и достоверно показать всю историю Великой Отечественной войны – от обороны Брестской крепости, первой преградившей путь фашистским захватчикам, от битвы под Москвой, где немецкие войска впервые были вынуждены отступить, до капитуляции Берлина и Квантунской армии. Выставка дает яркое представление о долгом и трудном военном пути и о людях, которые его прошли. В первый раздел экспозиции – «Война. Противостояние» – включает работы, созданные непосредственно в годы войны. Нередко их авторы были не только очевидцами, но и участниками боевых действий. В 1942-1945 годах бригады художников работали на всех фронтах: под Сталинградом и Курском, на Северном Кавказе, в освобожденных городах Европы, при взятии Берлина. Художники запечатлели самые легендарные события и подвиги, они и творили зримую историю. Еще осенью 1941 года, в момент обороны столицы, возник замысел картины Георгия Нисского «На защиту Москвы» и полотна группы Кукрыниксы «Таня» со сценой казни партизанки Зои Космодемьянской. Известная картина Константина Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» зафиксировала исторический момент: прямо от стен Кремля войска шли на фронт, в битву за Москву. Величественной и несломленной в блокадную зиму предстала северная столица на картине Василия Мешкова «Защита Ленинграда. Танки идут на фронт». Эпический холст Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода» отразил разрушения, которые причинила фашистская оккупация соборам и памятникам древней крепости – Новгородского кремля. В тот же период, с 1942 по 1945 гг., были созданы и сохранены для истории образы героев – защитников Отечества: рядовых солдат, партизан и военачальников, а также мирных жителей, чьи судьбы опалила война. Исполнены блистательные портреты военных: вне парадной обстановки, в перерыве между боями. В то же время искусство добивается и высокой степени обобщения - образ немолодой русской крестьянки, противостоящей немецкому офицеру в знаменитой картине Сергея Герасимова «Мать партизана», утверждает величие духа, моральное превосходство над врагом. Торжеством проникнуты послевоенные произведения, объединенные темой «Победа. Триумф и память». Многофигурные «хоровые» полотна, такие как «Капитуляция Берлина» Петра Кривоногова и «Победа. Берлин 1945 года» Дмитрия Мочальского, полотно-реквием Ф. Богородского «Слава павшим героям» начитают тему памяти, блистательно поддержанную в 1960-е мемориалом на Мамаевом кургане, посвященным Сталинградской битве. Батальные картины 1950-х заставляют вновь и вновь переживать как реальность главные сражения войны – от защиты Брестской крепости и обороны Севастополя до триумфальной Сталинградской битвы. Востребован был в те годы и жанр батальной панорамы – грандиозной иллюзорной картины, делающей зрителя как бы участником событий. Примером служат фрагменты панорамы «Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Январь-февраль 1943 г.», исполненной в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Луцкая Е.В.«Подарок фронту»

Луцкая Е.В.«Подарок фронту»

Спустя 20 лет после окончания войны – в 1960-е – вместе с обновлением языка искусства по-новому зазвучала и тема ратного подвига. «Суровый стиль» в советском искусстве вобрал черты экспрессионизма, модернизма и в то же время приемы древнерусской и ренессансной живописи. Военный подвиг представлен в картинах 1960-х равным деяниям легендарных героев, мучеников, святых. В этом ключе исполнены несхожие между собой, но равно выразительные картины Евсея Моисеенко «Победа», Анатолия Никича «Военные корреспонденты», «Ленинградка» Бориса Угарова, «Танк» Михаила Рудакова. С традицией иконописи прямо связана картина «Партизанская мадонна» Михаила Савицкого: одно из самых запоминающихся полотен этого периода предвещает переход искусства к иной эпохе. Характер ее проявляется в выставочном разделе «1970-1980-е. Воспоминания». Рефлексией и драматизмом отмечены работы Гелия Коржева, Игоря Обросова, Андрея Мыльникова, Сергея Шерстюка. Этот взгляд, полный раздумий и печали, унаследовали художники наших дней, чьи работы собраны в разделе «Вечная память». Многие авторы проецируют исторические сюжеты на сегодняшний день, глядя на войну и ее участников уже из иной эпохи и соединяя прошлое с будущим. По мнению кураторов проекта, очень важно увидеть трагедию войны глазами не только очевидца, но и нашего современника. Для проекта «Победа!» свои лучшие экспонаты предоставили крупнейшие государственные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Центральный музей Вооруженных Сил, Институт русского реалистического искусства. Немало значимых произведений хранится в собраниях Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», региональных музеев России. Выставки, посвященные истории и культуре Китая от древности до наших дней, вызывают неизменный интерес российской аудитории. Организаторы проекта «Победа! 1945-2015» искренне надеются, что нынешняя выставка в Пекине станет важным звеном в давнем и плодотворном сотрудничестве двух стран. Выставка организована при содействии ООО «Газпром Экспорт». Система Orphus

Оставить комментарий